«Не имея возможности управлять Церковью как администратор, Патриарх Тихон сделался ангелом Русской Церкви»

 

oODПроповедь профессора ПСТГУ, доктора богословия, протоиерея Олега Давыденкова на Божественной Литургии в Князь-Владимирском храме в день Торжественного акта ПСТГУ 18 ноября 2021 года.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня, в день, когда мы вспоминаем избрание Святителя Тихона на всероссийский патриарший престол, мне хотелось бы, прежде всего, всех присутствующих – преподавателей, студентов и гостей — поздравить с нашим главным университетским праздником и предложить немного порассуждать о двух тесно связанных между собой вопросах. Первый: почему наш университет носит имя святителя Тихона. И второй: каким образом мы, по слову апостола Павла, можем святителю Тихону подражать, чему мы должны и можем у него научаться.

Наш университет уже достаточно давно носит имя Святителя Тихона, и это стало для нас настолько привычным, что воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Однако выбор небесного покровителя нашего вуза был не только неожиданным, но и во многом нелогичным.

Во-первых, когда выбирают небесного покровителя некоторой институции, обычно отдают предпочтение святым хорошо известным и чтимым. Святитель Тихон в то время, когда основывался наш институт, к числу таких святых явно не принадлежал. Мне довелось быть участником собрания, на котором было принято решение о преобразовании катехизаторских курсов в Православный богословский институт. Было это в марте 1992 года; собрание проходило в одном из небольших зданий на территории Троицкого храма на Пятницкой улице, где в настоящее время находится всем вам известный магазин «Православное Слово». Когда было принято решение об учреждении Богословского института, естественно, встал вопрос о выборе небесного покровителя. И, хотя собрание было достаточно представительным, на нем присутствовало много разных людей, священников и мирян, людей преклонного возраста и совсем молодых, все собравшиеся «единым сердцем, едиными усты» приняли предложение избрать святителя Тихона небесным покровителем института. И это при том, что Патриарх Тихон в то время не был ни хорошо известен, ни широко почитаем. Канонизированный совсем незадолго до этих событий, святитель почитался довольно узким кругом духовенства и верующих. Основная же масса прихожан наших храмов того времени и даже многие священники почти ничего не знали о святителе Тихоне, о его подвиге и о значении его личности для Русской Церкви. И это неудивительно, потому что в советское время найти какую-то достоверную информацию о нем было почти невозможно. Могу привести пример из собственного опыта. В первые годы существования Института мне приходилось по окончании вступительных экзаменов проводить собеседования с абитуриентами. В то время от поступающих требовалось предоставлять рекомендацию от приходского священника. И несколько раз мне пришлось столкнуться с одним забавным недоразумением – в рекомендации было написано, что некто рекомендуется к поступлению в Православный Свято-Тихвинский Институт. Причем под такими рекомендациями могли стоять подписи довольно известных московских священников. До такой степени святитель Тихон был в то время малоизвестен.

Во-вторых, при избрании небесного покровителя для учебного заведения вполне логично обратиться к святому, жизнь которого была каким-то образом связана либо с образовательной, либо с научной деятельностью. Святитель Тихон к области образования имел лишь косвенное отношение. В самом начале своего служения, еще до епископства, он всего пару лет преподавал в Псковской семинарии, а затем совсем недолго был ректором в Холмской семинарии. Но в Российской Империи духовные семинарии были не высшими, а средними учебными заведениями. К институтам же, университетам и вообще к высшей школе, свт. Тихон никогда не имел никакого отношения. Также свт. Тихон не занимался и наукой, ни богословской, ни светской, никаких научных трудов он никогда не публиковал. Чему же тогда мы, преподаватели и студенты, можем учиться у свт. Тихона, почему он для нас так важен и так дорог?

Святитель Тихон не только не являлся ученым или видным интеллектуалом своего времени; но и вообще не был человеком, известным какими-то выдающимися способностями. Например, такой интересный факт: святитель Тихон довольно долго прослужил в Северной Америке, однако, несмотря на долгое время, проведенное в Соединенных Штатах, он, по свидетельству очевидцев, так и не смог в совершенстве овладеть английским языком. Можно сказать, что святитель Тихон был человеком средних дарований и на общем фоне тогдашних русских архиереев ничем особенным не выделялся. И если бы на Соборе 1917–1918 гг. Патриарх избирался большинством голосов, то у святителя Тихона не было бы никаких шансов. По процедуре Собора сначала путем так называемого рейтингового голосования избирались три кандидата, из числа которых Патриарх избирался по жребию. Будущий Патриарх при голосовании занял только третье место, заметно уступив двум другим кандидатам. И следует признать, что, по человеческому разумению, два других кандидата выглядели более убедительно.

Занявший первое место митрополит Антоний (Храповицкий) был в то время самым известным и самым влиятельным русским архиереем. Это был аристократ, происходивший из древнего и знатного дворянского рода, человек блестяще образованный как светски, так и богословски. Известный духовный писатель, богослов, человек с огромными связями в различных сферах общества. Митрополит Антоний имел славу ученейшего человека и опытнейшего церковного политика.

Не менее яркой личностью был и митрополит Арсений (Стадницкий), ярчайший представитель русского ученого монашества, сочетавший высокую ученость с исключительной строгостью как к самому себе, так и к окружающим. Кроме того, он был известен своими выдающимися административными и организационными талантами. Сама подготовка Собора 1917–1918 гг. и его проведение – это во многом заслуга именно митрополита Арсения.

svt TikhonМосковский митрополит Тихон такими выдающимися способностями не обладал, но он был очень любим народом. Простой, открытый, доступный, человек глубокого и искреннего благочестия, добрый и снисходительный к немощам ближних, человек жизнерадостный, обладающий замечательным чувством юмора, – некоторые шутки и афоризмы святителя и по сей день сохраняются в памяти церковного народа, – во всех местах своего служения он оставлял о себе самую добрую память. Благодаря именно этим своим качествам святитель Тихон незадолго до Собора становится Московским митрополитом. Временное правительство, с целью развития в Православной Церкви демократических начал, в качестве некоторого эксперимента решило провести выборы митрополитов в Петрограде и Москве. В Москве на представительном епархиальном съезде неожиданно был избран будущий Патриарх Тихон, до того никогда не занимавший крупных и престижных кафедр. Так святитель Тихон оказался на московской кафедре и, соответственно, в самом центре церковной и светской политики. Это в значительной степени предопределило то, что он оказался одним из кандидатов на патриарший престол.

Вскоре после избрания святителя Тихона Патриархом множество верующих людей смогли убедиться, что этот выбор, несомненно, был действием Промысла Божия. Фактически одновременно с восстановлением в Русской Церкви патриаршества на нашу Церковь со стороны новой богоборческой власти обрушилось страшное гонение, которому, как говорится в молитве святителю Тихону, «не было равного от начала». Сам Патриарх оказался под сильнейшим давлением безбожных властей и вскоре был лишен практически всех рычагов административного управления Церковью. Было понятно, что в этой ситуации какого бы политического опыта, учености или административных способностей человек ни занимал первосвятительский престол, у него не было никаких возможностей использовать все эти прекрасные таланты на благо Церкви. В создавшемся положении от Первосвятителя требовались совсем другие качества. И жизнь показала, что святитель Тихон этими качествами обладал в полной мере. Оказавшись в такой тяжелейшей, казалось бы, безнадежной ситуации, можно было морально сломаться, впасть в отчаяние и, поддавшись на угрозы и шантаж, пойти на недопустимые уступки врагам Церкви. Однако святитель не пал духом и действовал по хорошо известному, проверенному принципу – делай, что должно, и пусть будет так, как управит Бог. И Патриарх делал то немногое, что было в его силах. Он прежде всего молился, предстательствовал пред Богом за вверенную ему всероссийскую паству, призывал русских людей к молитве и покаянию, старался в то время, когда не находился под арестом, часто служить в московских храмах и стоял в истине: ежедневно рискуя не только свободой, но и жизнью, он отвергал все искушения пойти на компромисс с врагами Церкви.

Не имея возможности управлять Церковью как администратор, Патриарх Тихон сделался ангелом Русской Церкви. Для многих миллионов православных людей в момент, когда богоборческая тьма покрыла русскую землю, он стал тем светильником, поставленным на свещницу, который светит всем находящимся в доме. Миллионы русских людей, взирая на подвиг святителя Тихона, укреплялись в вере и объединялись вокруг патриаршей Церкви. Пример святителя и при его жизни, и после его кончины вдохновил сотни тысяч русских православных людей, епископов, священников, монашествующих, мирян, на подвиг мученичества и исповедничества. Поистине святитель Тихон «возглавил воинство новых мучеников, Церковь Русскую утвердивших навеки». Благодаря подвигу святителя Тихона и его последователей Русская Церковь смогла пережить это время страшных гонений и сохранить не только свою каноническую структуру, но и, что важнее, самый дух и чистоту православной веры.

Подвиг святителя Тихона продолжался сравнительно недолго. В 1925 году святитель умер, и это было невосполнимой потерей для всей Русской Церкви. Его враги торжествовали, и казалось, что исторически Патриарх потерпел поражение. Но мы знаем, что сила Божия совершается в немощи. Господь, как мы знаем, победил смерть на Голгофе Своей смертью. Но те, кто были свидетелями распятия, не догадывались об этом. Победа над смертью, совершившаяся на Кресте, была явлена позднее в Воскресении. Также и духовная, нравственная победа Патриарха Тихона обнаружилась не сразу. Сначала, еще на глазах соратников и сподвижников святителя, рассеялись, словно дым, внутренние враги – обновленцы, популярность которых в народе оказалась ничтожно мала по сравнению с авторитетом патриаршей, или, как ее тогда называли, «тихоновской» Церкви. Вскоре даже большевики смогли убедиться в полной бесперспективности этого антицерковного проекта. А затем пришло время и врагов внешних. Прошло 65 лет (по историческим меркам совсем немного), и столь же бесславно сгинула и сама проклятая коммунистическая власть.

При этом стоит обратить внимание на два весьма знаменательных и символических события. Падение безбожной власти произошло почти сразу после канонизации святителя Тихона, который был причислен к лику святых в конце 1989 года. И практически сразу после краха коммунистического режима были обретены мощи святителя. Это событие произвело на многих сильное впечатление и воспринималось, по сути, как чудо, потому что среди верующих Москвы было распространено убеждение, что мощи Патриарха Тихона были тайно уничтожены большевиками. Обретение нетленных мощей святителя сразу после падения богоборческой власти воспринималось как явное свидетельство духовной победы святителя Тихона над врагами Церкви.

Таким образом, братия и сестры, у святителя Тихона мы можем научиться многому, причем вещам куда более важным, чем богословская или светская ученость. В наше время, когда, к сожалению, даже православные люди становятся все менее молитвенными и все более равнодушными к истине, святитель Тихон служит для нас примером несокрушимой веры, непрестанной молитвы и умения стоять в истине Христовой даже до смерти. А мы имеем возможность не только вдохновляться этим примером, но и всегда прибегать к благодатной и молитвенной помощи нашего небесного покровителя. Аминь.

 

Материал взял с сайта ПСТГУ

 
Святыни

Главная святыня храма – икона Божией Матери "Утоли моя печали" (празднование 25 янв./ 7 фев.).

Богослужение

Богослужения совершаются ежедневно в 8-00 (утреннее) и в 17-00 (вечернее), в праздничные и воскресные дни утреннее богослужение совершается в 7-00 и 9-30.

Храм открыт ежедневно между утренним и вечерним богослужением. В это время можно обратиться к дежурному священнику.

Прямая трансляция богослужения

Важные ссылки

Документ: «Об участии верных в Евхаристии»

Фотогалерея

Подписаться на новости

Заполните форму ниже, чтобы получать по почте последние новости