Слово Настоятеля во вторую неделю Великого Поста свт. Григория Паламы PDF Печать E-mail
16.03.2020 22:48

Grig-085-1 В этом году второе воскресение Великого поста совпало с днем празднования явления Державной иконы Божией Матери. Эта икона явилась в день отречения от престола императора Николая II, что означало начало новой эпохи – конец православного русского царства, начало страшных гонений на православную веру, страшных войн, бедствий, голода, ссылок, страшного геноцида русского народа. Этот образ называется Державным, потому что в одной руке Владычица держит скипетр, в другой — державу (знаки царской власти), на главе Ее корона, а на плечах — царская порфира. Когда на Руси не стало царя, царское попечение о нашем народе, нашей стране приняла на Себя Божия Матерь, показав Себя защитницей нашей земли, народа, нашей Церкви, укрепив нашу веру в то, что под Ее честным покровом нас не постигнет гибель. А гибель была близка. Но неисчислимые бедствия, охватившие в те годы всех и вся, послужили славе нашей Церкви. В момент испытаний явилось множество святых мучеников, отдавших свою жизнь за веру и тем укрепивших нашу Церковь на веки. Теперь, именно благодаря подвигу мучеников, которые сами укреплялись молитвой к Божией Матери, мы счастливо и свободно живем в Церкви, часто причащаемся Святых Христовых Таин. Те годы проходили под Ее особым покровом. Во время Всероссийского собора 1917-1918 гг. совершались крестные ходы с Державной иконой Божией Матери, чтобы поддержать русских людей в вере, поддержать в годину испытаний.

Державная икона явилась чудесным образом. Божия Матерь приснилась одной крестьянке села Бронницы, велела пойти в село Коломенское близ Москвы и найти Ее икону. Крестьянка приходила в храм несколько раз, искала и не могла найти. Спрашивала настоятеля, а он отвечал, что не знает такой иконы. Но Божия Матерь являлась еще и еще, и по настоянию крестьянки поднялись на чердак храма и там нашли в пыли и в грязи заброшенную Державную икону. Эта икона вышла из забвения и небрежения, чтобы поддержать поруганную Россию.

От этой иконы происходило много чудес, и я расскажу вам о том, что связано с моей семьей. Мой дед был священником, и очень почитал эту икону. В воскресные дни он с хором ходил в Коломенское и служил акафист перед Державной иконой Божией Матери. В 1924 году его арестовали, обвинив в самых нелепых преступлениях. Ему грозило серьезное наказание, но именно в день Державной иконы его вдруг отпустили. У меня хранится маленькая фотография этой иконы, с надписью прихожанки моего деда в память освобождения из тюрьмы в день Державной иконы, которую он особенно чтил, любил, и постоянно перед ней молился. Когда меня рукоположили, то долго не назначали на место служения. И, наконец, вызвали и направили в Коломенское, где хранилась копия Державной иконы Божией Матери. Подлинник был изъят в музей, и тогда никто не знал, где он находится. Но теперь эта икона найдена, возвращена и находится в храме в Коломенском.

Вторая неделя Великого поста посвящается памяти святителя Григория Паламы (XIV век). Святитель много лет провел на Афоне. В то время разгорелся спор о природе Фаворского света. Современному прихожанину может показаться, что это - странная тема. Зачем нужно об этом рассуждать? Но в те времена и греки, и латиняне постоянно философствовали на религиозные темы. На вопрос о фаворском свете Западная Церковь отвечала так – фаворский свет имеет физическую природу, и его явление на горе Фавор является чудом Божиим. А Григорий Палама утверждал и настаивал, что это свет благодатный, сверхъестественный, не материальный. Состоялось несколько соборов, которые обсуждали эту тему, спор между представителями Западной и Восточной Церквей, которые в то время были уже в расколе. Но почему этот вопрос казался таким важным? Дело в том, что ответ на этот вопрос заключает в себе учение о том, как в этом мире действует Бог. Является ли присутствие Божие здесь на земле телесным, как говорили латиняне, или Бог действует в этом мире посредством благодати Святаго Духа. Святитель Григорий Палама утверждал, что фаворский свет - нетварный, благодатный, именно он осиявает святых людей, что обычно мы изображаем на иконах в виде нимба вокруг главы святого. Именно благодатные энергии Святаго Духа действуют в человеке, и он может обрести и хранить в своем сердце эту благодать. Иначе говоря, святость есть стяжание Духа Святаго. Об этом через много столетий после Григория Паламы свидетельствовал и говорил прп. Серафим Саровский в беседе о смысле и цели христианской жизни. Во время этой беседы ученик святого Серафима, Мотовилов, увидел преподобного, осиянного благодатным светом, и понял, что значит жить с Богом, быть святым, что значит жить благодатной жизнью. Благодатная жизнь доступна всем, кто ищет Бога, кто хочет жить святой жизнью. Целью жизни, как говорил преподобный Серафим, вслед за Григорием Паламой, является стяжание Духа Святаго Божьего, т.е. благодати Духа Святаго в свое сердце. Об этом говорили и другие святые. В XI веке преподобный Симеон Новый Богослов в своей гомилии также говорит о стяжании Святаго Духа. Там он пишет, что некоторые считают будто Дух Святой пребывает в человеке невидимо, неощутимо. В наше время подобно этому говорят: «У меня Бог в душе». В ответ хочется спросить: «Каким образом? Что это значит?» Преподобный Симеон отвечал, – не верьте этим людям. Если благодать Святаго Духа приходит в ваше сердце, это не может быть незаметно. Это настолько явственно повлияет на все ваше существо, что вы почувствуете веяние Святаго Духа в ноздрях своих. Присутствие Духа Святаго не является умозрительным и философским – это реальное единение с божественной благодатью. Действие Бога посредством Своей благодати можно сравнить с солнцем. Когда говорят: «мы греемся на солнышке», имеют ввиду не пребывание на раскаленном светиле, а то, что вышли на освещенную солнечными лучами лужайку. Эти лучи доносят нам энергию солнца, и она оказывается живительной для нас и всего земного мира. Это – та же энергия, что в самом солнечном диске, но она животворит нас, не попаляя. Так и Бог Своей благодатной энергией может коснуться и касается души каждого человека, который ищет Его, стремится к Нему. Стремление стяжать Духа Святаго, соединиться с Богом, это не что-то умозрительное и философское, а вполне ясная и достижимая цель. Об этом учил Григорий Палама.

В последующие века появился спор о том, как совершается Евхаристия. Мы причащаемся Тела и Крови Христовых. Что это значит? Мы говорим, что в момент Евхаристии хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христовы, хотя их вид сохраняется. Католики стали учить о пресуществлении. Это слово буквально означает, что сущность хлеба и вина становится сущностью Тела и Крови Христовых. Католики, как и православные, говорят, что в Евхаристии присутствует и действует Сам Христос. Но у католиков появился специальный чин поклонения Святым Дарам, потому что Святые Дары есть Сам Христос. В этом проявляется несколько преувеличенный акцент на физической трактовке таинства Евхаристии. В Православной Церкви учат несколько иначе. Мы причащаемся истинного Тела и истинной Крови Христовых, которые Господь обрел во чреве Божией Матери. В этом Теле Господь принял Крещение, Оно было распято, воскресло, и Господь в этом преображенном Теле вознесся и воссел на престоле Божием. Но мы не задаемся философскими вопросами, не имеющими ответа: как это было, где субстанции Тела и Крови, а где акциденции. Мы не стремимся проводить анализ в отношении Святых Христовых Таин. Мы верим так, как нас научил Господь Иисус Христос в Евангелии, что это есть Его истинное Тело и истинная Кровь. Не следует углубляться в философские, гностические измышления, анализировать то, что нашему анализу не подвластно. Изучение фаворского света с помощью физических методов было бы кощунством, не следует с нашими грубыми представлениями, которые развиваются для изучения тварного мира, приближаться к Богу-Творцу всяческих, к Божественной благодати. Спор между Западом и Востоком отражал разную духовность. Нам нужно сохранять благоговейное отношение к тайне Божьего присутствия, к тайне единства с Богом, которое нам не только доступно, но и является целью нашей земной жизни. Нам всегда нужно помнить, что эту тайну не следует подвергать научному анализу, не следует детализировать то, что нам не открыто, потому что тайны Божии не вмещаются в наш плотской, земной разум. Такое противостояние Востока и Запада вспоминается Великим постом не случайно, но для того, чтобы напомнить и всех нас вдохновить на целеустремленный подвиг христианской, аскетической жизни, на стремление к святости, к стяжанию в свое сердце благодати Святаго Духа.

Это богословие не легко для понимания, но имеет непосредственное отношение к нашей жизни. Первое тысячелетие истории нашей Церкви называется христологическим, оно было посвящено выяснению учения о Христе. Второе тысячелетие назвали пневматологическим, т.е. учение о действии в Церкви Духа Святаго, о жизни с Духом Святым. Напомню вам слова апостола Павла: «Кто Духа Святаго не имеет, тот и не Его» (Рим. 8:9). Человек, который не имеет в своем сердце Святаго Духа, напрасно думает, что все в порядке, что он на правильном пути. Нельзя быть настоящим христианином и церковным человеком, если в твоем сердце не пребывает благодать Святаго Духа. А третье тысячелетие, в которое мы вступили, может быть, будет названо экклезиологическим. Жизнь властно ставит нас перед вопросом о жизни Церкви в этом мире, об учении о Церкви. Что такое Церковь? Мы видим, что в Церкви видимой, земной происходит много нестроений, расколов, много несовершенного, поэтому люди сомневаются и уходят из Церкви. Они не знают, что есть Церковь. Экклезиология – учение о Церкви – до конца не была сформулирована. Возможно, это учение будет уточняться и формулироваться в новое время. Но истины Богословия открываются людям в подвиге веры и молитвы. Аминь.

15 марта 2020 года

 
Святыни

Главная святыня храма – икона Божией Матери "Утоли моя печали" (празднование 25 янв./ 7 фев.).

Богослужение

Богослужения совершаются ежедневно в 8-00 (утреннее) и в 17-00 (вечернее), в праздничные и воскресные дни утреннее богослужение совершается в 7-00 и 9-30.

Храм открыт ежедневно между утренним и вечерним богослужением. В это время можно обратиться к дежурному священнику.

Прямая аудио-трансляция богослужения доступна по адресу: MMS://213.79.112.213:8080/

Важные ссылки

Документ: «Об участии верных в Евхаристии»

Фотогалерея

Подписаться на новости

Заполните форму ниже, чтобы получать по почте последние новости