Слово Настоятеля в неделю о Закхее PDF Печать E-mail
05.02.2020 14:47

2019-12-19 13

Проповедь Настоятеля протоиерея Владимира Воробьева в неделю о Закхее (Лк. 19:1–10)

2 февраля 2020 года

Сегодня первая неделя, которая начинает подготовительный период перед Великим постом – неделя о Закхее. Следующая - неделя о мытаре и фарисее – это начало Постной Триоди.

В Евангелии, которое мы сегодня слышали, рассказывается всем нам известное событие. Господь пришел в город Иерихон, расположенный на берегу Мертвого моря. В этом городе начальником мытарей (говоря современным языком, - начальником налоговой службы) был Закхей. Когда Закхей услышал, что Учитель пришел в город, и встречает Его большая толпа людей, он понял, что увидеть Учителя ему не удастся из-за своего маленького роста, поэтому он влез на дерево, не стесняясь своего статуса большого начальника и богатого человека. В его сердце было желание увидеть Христа во чтобы то ни стало, чего бы это не стоило. Это горячее желание Господь заметил и сразу сказал: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Он видел Закхея впервые, но назвал по имени. Тот быстро слез с дерева и побежал домой, чтобы подготовиться к приему высокого Гостя. Когда Христос с толпой народа пришел к его дому, Закхей встретил его необычным образом. Он сказал: «Господи! Ты пришел ко мне, поэтому половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо».  Так подействовала на него милость, которую проявил к нему Господь, что он готов был отдать большую часть своего имения бедным. Закхей, еврей по происхождению, собирал со своих собратьев налоги для римлян, которые были оккупантами, захватчиками Палестины. При этом, как часто делают люди, занимающиеся собиранием денег, он и себя не забывал, собирал и в свою пользу, обирая народ. Закхея не любили, так как он был богат, его поддерживала римская власть. А Христос пришел к нему, несмотря на его скверную жизнь, и в его сердце родилось покаяние. Он знал, что грешен, недостоин, но не просил о прощении, не исповедовал всем известные свои грехи, - он прежде всего хочет сделать то дело, которое изменит его жизнь. До сих пор его жизнь состояла в собирании денег, а сейчас он хочет все отдать. То, что было для него дороже всего, то, ради чего он трудился, претерпевал ненависть своих сограждан, теперь он желает отдать.

В другом евангельском повествовании (Мф. 19:16-26) мы читаем, как юноша пришел ко Христу и говорит: «Учитель! Что мне сделать, чтобы наследовать Царство Небесное?» Господь отвечает: «Если … хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» и перечисляет заповеди Моисея. Юноша говорит Ему: «Все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?» Иисус сказал ему: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною». Отдай нищим не просто свое богатство, но все, что имеешь, так, чтобы у тебя ничего не осталось, чтобы ты сам стал нищим. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Богатство свое он не мог отдать. Господь, видя это, сказал: «Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное». Услышав это, ученики Его весьма изумились и спросили: «Так кто же может спастись?» Все люди хотят быть богатыми, все уповают на деньги, на которые можно жить, учиться, путешествовать, лечиться, -важнее всего иметь деньги, на которых строится вся жизнь. Кто же тогда спасется? Господь говорит: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». Эти слова означают, что невозможно богатому войти в Царство Божие. Нужно выбирать – либо богатство, либо Царство Небесное. На вопрос учеников, кто же может тогда спастись, Господь говорит, что человеку это невозможно, только Бог может спасать людей. Все наше упование должно быть не на деньги, а на Бога. А для этого Господь говорит: отдай то, на что ты уповаешь. Перестань надеяться на деньги, на богатство, перестань уповать на идолов, которые тебе не помогут. Пророк говорит от имени Бога: «Сыне, дай Мне сердце твое» (Притч. 23:26). Не только богатство, не только имение – сердце свое отдай Мне, тогда Я сам приложу тебе все, что нужно. И в других местах Евангелия Господь говорит об этом: «Если хочешь по Мне идти, отвергнись себя» (Мф. 16:24). Это значит, отдай все свое, отрекись от того, на что ты надеешься, чем владеешь, от того, что для тебя в этой жизни важнее всего. Отрекись и от своего греховного я, отдай свою волю, возьми свой крест и иди за Мной. Более того, кто не берет своего креста и не идет за Мной, тот не достоин Меня.

Эта труднейшая истина, которую возвещает нам Евангелие, звучит в храме постоянно. Мы постоянно ее слышим, но остаемся такими же, какими пришли. Никто отдать свое богатство не хочет, расстаться со своей волей не может. Наоборот, только и слышно «я хочу». Хочу, чтобы все было по моем воле, а не по воле Божией. Моя воля такая-то, и я настаиваю, чтобы она исполнилась. «Я хочу выйти замуж, чтобы иметь семью и детей». «А у меня уже есть двое, больше не хочу детей рожать» и т.п. «Я не хочу» и «я хочу» – вот принцип нашей жизни. «Я хочу» – наше главное богатство. А Господь говорит – отрекись от него, отрекись от своей воли, прими волю Божию в свое сердце, отдай себя Богу, и не заботься ни о чем, потому что Господь лучше позаботится о тебе. Этим измеряется наша вера. На рубеже нашей жизни, на пороге вечности нам придется ответить, попытались ли мы отдать свое сердце Богу, согласились ли мы взять свой крест и идти за Христом, научились ли мы любить Бога и ближнего или только называли себя христианами, верующими, а на деле никогда ими не стали? Любовь – это не эмоции и чувства, любовь – это отдание себя тому, кого любишь, это – принесение себя в жертву, это - забвение себя ради любимого. Получилось ли у нас так жить? В этом придется нам дать отчет, этим будет оцениваться наша жизнь. Ни дипломами, ни заслугами, ни орденами, ни чинами, ни тем, какую должность мы занимали, сколько денег имели. Все это бессмысленно и никому не нужно на том свете. Там нужна наша любовь, наше сердце, чистота нашей веры, наш подвиг. Если мы сейчас не будем об этом думать, то можем не успеть. Господь призывает людей мгновенно. Сегодня человек живет весь в делах, в нем кипит энергия, у него множество творческих планов и идей, и вдруг его не стало, все кончилось, и там его спросят: «Где твое сердце? Есть ли в нем любовь к Богу и ближнему?» Об этом нам нужно думать каждый день. Если мы не умеем так любить, то нужно умолять Господа, чтобы Он нас научил, на это нужно потратить все свои силы. Необходимо спешить. Не так, как чаще всего думают люди: «я поучусь в одной школе, в другой, найду выгодную работу, куплю квартиру и машину, а потом уж займусь подготовкой к вечной жизни» – не выйдет. Сегодня нужно отдать свое сердце Богу, завтра уже может быть поздно. Дай Бог, чтобы все мы услышали этот зов Евангелия, чтобы подумали о своей жизни и постарались ее изменить. Это очень трудно и одновременно просто – отрекись и отдай, и будешь свободен. Все отдал, и ни за что не отвечаешь, все у Бога – вот самое большое счастье. А мы не верим, мы ищем свое счастье в земной, никчемной суете, работаем, мучаемся, страдаем, а ясного, доброго, простого шага сделать не можем, потому что являемся пленниками наших страстей. Дай Бог, чтобы вера наша стала настоящей, истинной, православной, и жизнь наша строилась бы по этой вере. Аминь.

 
Святыни

Главная святыня храма – икона Божией Матери "Утоли моя печали" (празднование 25 янв./ 7 фев.).

Богослужение

Богослужения совершаются ежедневно в 8-00 (утреннее) и в 17-00 (вечернее), в праздничные и воскресные дни утреннее богослужение совершается в 7-00 и 9-30.

Храм открыт ежедневно между утренним и вечерним богослужением. В это время можно обратиться к дежурному священнику.

Прямая аудио-трансляция богослужения доступна по адресу: MMS://213.79.112.213:8080/

Важные ссылки

Документ: «Об участии верных в Евхаристии»

Фотогалерея

Подписаться на новости

Заполните форму ниже, чтобы получать по почте последние новости